Как составить маршрут 1 категории сложности

 

Пеший или лыжный маршрут 1 к.с. должен быть протяженностью не менее 130 км и продолжительностью не менее 6 ходовых дней. Надо иметь в виду, что 160 км и 8 ходовых дней – это уже маршрут 2 к.с., то есть не надо делать слишком длинную или долгую «единичку». Протяженность может быть уменьшена по согласованию с МКК (маршрутно-квалификацонной комисией) не более, чем на 25% от норматива, если на маршруте много сложных препятствий. Протяженность маршрута определяется умножением расстояния, измеренного по карте 1:2 км, на 1,2.

 После выбора района путешествия надо определиться с точками входа и выхода на маршрут, и какой он будет:

-         линейный (идем из А в Б)

-         кольцевой (откуда выходим, туда возвращаемся)

-         комбинированный (содержит и кольцевую, и линейную часть).

Затем для маршрутов разных типов надо сделать примерно следующее.

Линейный маршрут.

  1. Прикинуть, сколько километров между А и Б по кратчайшему и самому легкому для прохождения пути. Отсюда становится ясно, сильно ли можно отклоняться от этого пути, чтобы набрать нужные 130 км.
  2. Посмотреть, что есть интересного около кратчайшего пути: куда можно залезть, что можно посмотреть, в какой населенный пункт можно зайти для пополнения продуктов. Надо помнить, что сложность перевалов и вершин в пеших и лыжных «единичках», как правило, не должна превышать 1А. Впрочем, на Северном Урале вершин, сложнее 1А, и нет.
  3. Решить, куда будем заходить с рюкзаками, а какие объекты посетим в радиальном выходе. Радиальные выходы также могут быть линейными (тогда учитывается только путь в одну сторону) или кольцевыми.
  4. Проложить нитку маршрута через найденные интересные объекты, посчитать протяженность. Если она вышла за 150 км, надо точно исключить какие-то отклонения и снова пересчитать длину.

Отличия кольцевого маршрута.

  1. Прикинуть, что интересного попадает в радиусе 40-60 км от пункта входа-выхода. Наметить интересные для посещения объекты, провести через них пробную нитку.
  2. В зависимости от получившейся длины, либо уменьшать ее исключением объектов, либо добавлять отклонения от «кольца», пока не наберется нужная длина.

Во всех случаях, планируя пробную нитку надо обратить внимание на наличие дорог, троп, поселков и изб; постараться избежать сложных переправ через реки, обширных болот (или обходить их по краю), траверсов хребтов, сложных перевалов. Выбирать характер движения надо примерно в следующем порядке:

  1. Дороги
  2. Тропы
  3. Просеки, если известно, что они действительно прорублены
  4. Хребтовые плато
  5. Моховые болота, если известно, что они проходимы
  6. Участки леса рядом с высотной границей, где он начинает переходить в хребтовые курумники
  7. Траверсы склонов хребтов
  8. Лес по азимуту.

Дальнейшие действия для любого типа маршрута примерно одинаковые.

  1. Наметить все удобные места для ночлегов. Около них должны быть дрова и (летом) вода, и характер местности должен позволять поставить палатку. То есть это должны быть не крутые склоны, не курумники, не очевидные болота и т.п. Лучше избегать и обширных открытых мест из-за возможного там сильного ветра,  и глухого бурелома. Важен также красивый вид вокруг. Даже если эти места не подойдут сейчас, их можно будет использовать при (почти неизбежных) отклонениях от заявленного маршрута.
  2. Разбить маршрут по дням, чтобы каждый день начинался и заканчивался в подходящем для ночлега месте. Протяженность дневного перехода зависит от характера местности: по лесу, по наклонному курумнику (перевал, траверс) летом реально можно проходить 12-14 км, по тропам и просекам до 16, по дороге порядка 20. К концу похода, когда рюкзаки становятся легче, дневной переход можно сделать на 10-25% больше. Зимой протяженность перехода зависит от уклона местности и наличия лыжни или «буранки», что, впрочем, дело мало предсказуемое. При тропежке небольшой группой весной на Северном Урале можно пройти 8-12 км в день, по плотному снегу – до 20.
  3. Наметить аварийные и запасные варианты. Аварийный выход производится в экстренных ситуациях, чтобы как можно быстрее выйти к людям. Он производится по самой легкой местности и по кратчайшему пути. Запасной вариант используется, когда обнаруживается, что какое-то препятствие труднее пройти, чем предполагалось, или произошло отклонение от маршрута, или плохая погода вынудила отсиживать либо не проходить перевал. Запасной вариант составляется так, чтобы в целом сложность маршрута не менялась, то есть продолжала соответствовать «единичке». Обычно это обход препятствия по более легкому пути, «срез» угла на участке маршрута и т.п.
  4. Наметить дневки. На маршруте 1 к.с. обычно предусматривается не более 1 дневки на 3-4 день,  или они вообще не делаются (для сильной группы). На месте для дневки должно быть много дров, оно должно быть удобно во всех отношениях.
Сайт создан в системе uCoz