Отчет


о лыжном походе 2 категории сложности

совершенном в районе Северного Урала

с 26 марта по 9 апреля 2004 г.

Руководители: Затонский А.В., Беляева Е. Ю.

Отчет рассмотрен МКК к/т «Спутник» г. Нижний тагил


Справочные сведения о походе

 

Ø      Район похода: Северный Урал

Ø      Вид туризма: лыжный

Ø      Категория сложности: вторая

Ø      Сроки: с 26 марта по 11 апреля 2004 года

Ø      Нитка маршрута: г. Березники – г. Ивдель – пос. Вижай – ур. Бахтиярова Юрта – г. Печерья–Ур. – р. Б. Тошемка – хр. Хомгинел (н/к, 886) – г. Ойка – Чахль (1А, 1322) – Баженова дорога – р. М. Тошемка – руч. Тарыгурсос – р. Вижай – г. Ивдель – г. Березники

Ø      -Ходовых дней: 9

Ø      Дневок: 1

Ø      Активным способом передвижения: 194 км

Ø      Высшая точка маршрута: г.Ойка Чахль, 1322 м.

 


Состав группы

Группа № 1

№№

п/п

Ф.И.О.

Год рождения

Место работы/учебы

Домашний адрес

Туристский опыт

Должность

1.

Затонский Андрей Владимирович

1969

ООО «Березниковский мостоотряд»

ул. Свободы 51-38,

д.т. 6-26-48, р.т. 6-87-71

4 п(р), 5 п (р)

Полярный Урал, 1л(р) Сев. Урал

Руководитель,

казначей

2.

Малышева Ольга Владимировна

1974

ДДЮТЭ

ул. Пятилетки ,

Д.т.1-28-30, р.т. 2-69-80

4 п(у), 5 п (у)

Полярный Урал, 1л(у) Сев. Урал

Зав.питанием

3.

Князев Дмитрий Александрович

 

БСТ

 

5 п (у)

Полярный Урал, 1л(у) Сев. Урал

Ремонтник

4.

Шубин Денис Витальевич

1986

ПЛ-47

ул. Комсомольская 8-36

1л (у) Сев.Урал

Зав.снаряжением

5.

Коробов Денис Николаевич

1986

БФ ПГТУ

ул. Набережная 49-90

 

Фотограф

6.

Низамутдинов Вячеслав Леонидович

1986

БФ ПГТУ

ул. Ленина **-*

н/к л (у)

 

7.

Лукина Анастасия Валерьевна

1986

ПЛ-42

ул. Набережная 31-85

1л (у) Сев.Урал

Хронометрист

8.

Калинина Наталья Сергеевна

1986

БФ ПГТУ

г. Соликамск, ул. Р.Люксембург 27-31

н/к л(у)

Медик

9

Тенсин Василий Михайлович

1952

ООО «РБТ»

ул. Мира 106-53

3л(р) Сев. Урал

 

 


 

Группа № 2

 

№№

п/п

Ф.И.О.

Год рождения

Место работы/учебы

Домашний адрес

Туристский опыт

Должность

1.

Беляева Елена Юрьевна

1976

ДДЮТЭ

Ул. Ленина, 42 – 4

д.т. 6-77-98, р.т. 2-69-80

2л (у), 1л (р) Сев. Урал

Руководитель,

казначей

2.

Пархома Сергей Юрьевич

1985

БСТ, 3 курс

Ул. Ур.Танкистов, 6-68

 

1л (у),

Северный Урал

Зам.руководителя, завснар

3.

Чернушевич Михаил Сергеевич

1988

СОШ № 3, кл. 10 Б

Ул. Ленина, 45 – 48

д.т. 6-41-62

1л (у),

Северный Урал

Ремонтник

4.

Кислицын Тимофей Владимирович

1988

СОШ № 2, кл. 10 Н

Пр. Советский, 58 – 1,

д.т. 1-31-79

1л (у),

Северный Урал

Фотограф

5.

Генералов Кирилл Алексеевич

1987

СОШ № 3, кл. 10 Б

Ул.Челюскинцев 91а – 5

д.т. 7-56-85

1л (у),

Северный Урал

Медик

6.

Лебедев Сергей Юрьевич

1987

СОШ № 28, кл. 10

Ул.Л.Толстого 72 - 38

 

 

 

 

 


Основная идея похода.

Главными задачами похода были:

-         достижение г. Молебная (Ойка-Чахль)

-         повышение квалификации участников и руководителей

-         отработка лыжного похода в северной части Свердловской области как наиболее перспективной для маршрутов 1-3 к.с.

Последнее положение нуждается в пояснениях. Вследствие природоохранной политики властей Пермской и Свердловской области, в настоящее время множество интересных (горных) районов находится в заповедниках: Вишерском, Басегах, Денежкином камне. Доступ туда либо затруднен, либо невозможен из-за запретительных тарифов (300 рублей с человека в день в Вишерском заповеднике). Следовательно, необходимо разрабатывать и опробовать новые, пусть не настолько удобные и привлекательные, области. В Пермской области это г. Мартай, г. Юбрышкин камень, г. Шудья-Пендыш, г. Белый Камень, хр. Кваркуш и Главный Уральский хребет в районе Кваркуша; в Свердловской – Конжаковский камень, Ольвинский камень, хр. Хоза-Тумп, цепь окруженных лесом гор между истоками р. Кул и р. Вижай, часть хр. Молебный и Поясовой камень, не попадающая в Вишерский заповедник (Молебная, Сампал-Сяхль, Гумпкапай), часть хр. Поясового камня, севернее Пермской области, хребет Чистоп. Березниковские туристы настолько давно не совершали лыжных походов с заброской со стороны Свердловской области, что не имелось никакой достоверной информации о состоянии дорог, лесоразработках, возможном попутном и заказном транспорте и т.п. Эту проблему планировалось решить, произведя «разведку боем».

 

Варианты подъезда и отъезда.

Маршрут начинался в г. Ивдель. Здесь есть железнодорожная станция на ветке Серов – Приобье (см. расписание движения поездов в приложении). От г. Ивдель расходятся дороги в район хр. Хоза-Тумп и г. Мартай (Сибиревский прииск на р. Вёлс) и на север – пос. Полуночное, пос. Вижай, нежилой пос. Тохта – р. Кул или нежилой пос. Ушма – р. Ушма, р. Ауспия. На Сибирёвский прииск зимой ежемесячно завозится вахта сторожей (машина отправляется 1 числа каждого месяца из г. Красновишерск Пермской области), дорога поддерживается в хорошем состоянии. Вижайская дорога расчищается до развилки Вижай – Бурмантово, дальше до пос. Вижай может пройти только полноприводная машина. 1-2 раза в неделю (точно выяснить не удалось) при условии, что не было сильного снегопада из г. Ивдель в Вижай ходит автобус на шасси УРАЛ. За поселком мост через Вижай разрушен, перейти реку может только ГАЗ-66 или трехоска. Глубина снега на севере Свердловской области вполне позволяет «УРАЛу» идти в целину по ровному месту, но переметы и канавы, включая реки, могут представлять определенные трудности. Например, нам сразу сказали, что перейти Тохтинку (речушка за пос. Тохта в глубокой канаве) вряд ли сможет даже «УРАЛ».

 

Изменения заявленного маршрута

            Первоначально группа планировала пройти следующий маршрут: г.Ивдель – пос.Тохта – р.Вижай – р.Б.Тошемка – г.Молебная – г.Хус-Ойк – хр.Поясовой Камень – г.Сампль-Чахль – хр.Тумп-Янг – р.М.Тошемка – хр.Чистоп – ур.Бахтиярова юрта – пос.Тохта – г.Ивдель, но по ряду причин произошли следующие изменения маршрута. Ввиду сильных снегопадов, прошедших перед самым началом похода, машина, на которой планировалась заброска до Тохты, не смогла туда проехать. Поэтому началом маршрута был выбран отворот на Бахтиярову юрту с Ушминской дороги. Этот путь показался нам наиболее рациональным, т.к. предполагал движение по кратчайшему пути к Молебной по старой дороге. В связи с такими непредвиденными обстоятельствами, маршрут пришлось спланировать заново, т.к. необходимо было менять не только начальную, но и конечную точку. Опасаясь, что машина не прейдет Вижай, мы договорились, что за нами приедут к разрушенному Вижайскому мосту. Новый вариант: пос.Вижай – ур.Бахтиярова Юрта – г. Печерья – Ур. – р.Б. Тошемка – хр. Хомгинел (н/к, 886) – г. Ойка – Сяхль (1А, 1322) – Баженова дорога – р. М. Тошемка – хр.Чистоп (1А, 1292) или г.Тумп-Янг (н/к, 910) – руч.Вапсос - руч. Тарыгурсос – р. Вижай, был нами успешно пройден за исключением восхождений на Тумп-Янг и Чистоп, которые не состоялись из-за неблагоприятных погодных условий.

 

Аварийные выходы с маршрута

Аварийные выходы с маршрута предполагают движение по кратчайшему пути в пос. Вижай, где проживает несколько человек. Возможно обращение за помощью к Даниилу Бахтиярову (пос. Тохта) или Прокопию Бахтиярову (ур. Бахтиярова юрта). С хр. Чистоп может оказаться ближе и проще выйти к пос. Ушма, где со слов В.Ф.Крючкова проживают женщины из семьи Бахтияровых и есть проезжая дорога.

 


График движения и оценка сложности маршрута

 

26/03  Выехали из Березников поездом Березники – Чусовская

27/03   Выехали из Чусовской электричкой Чусовская – Пашия

Выехали из Пашии электричкой Пашия – Нижний Тагил

Выехали из Гороблагодатской электричкой Нижний Тагил – Верхотурье

Выехали из Верхотурья поездом Свердловск – Приобье

28/03   Прибыли в г. Ивдель в 04-17

В 07-00 начали грузиться в машину

В 13-00 прибыли в пос. Вижай

В 15-45 начали разгружаться у начала тропы Бахтиярова.

Ночевали в 200 м. от дороги Вижай – Ушма.

 

День пути

Дата

Участок пути

км

Высота,м

S км в день

DH, м

 DH(км)*5

Прим.

 DH(км)*5, S в день

Км*1.2 в пересе-ченной мест-ности

Км*1.2+    DH*5, S в день

T

1

29.мар

Шалаш Бахтиярова на дороге Вижай-Ушма

0

205

0,0

0

0,00

 

0,00

 

 

 

Водораздел на Тарыгурсос

8,2

235

8,2

30

0,15

 

0,15

 

 

 

руч. Тарыгурсос

1

220

9,2

-15

0,08

 

0,23

 

 

 

Водораздел на Вапсос

3

230

12,2

10

0,05

<100 м

0,28

14,6

14,6

 

2

30.мар

ур. Бахтиярова Юрта (исток руч. Вапсос)

2,5

220

2,5

-10

0,05

 

0,05

 

 

 

Водораздел на Печерью

5

450

7,5

230

1,15

 

1,20

 

 

 

р. Печерья

4

390

11,5

-60

0,30

 

1,50

13,8

15,3

 

3

31.мар

г. Печерья-Ур (785 м)

6,4

765

6,4

375

1,88

 

1,88

 

 

 

Баженова  дорога

5,5

410

11,9

-355

1,78

 

3,65

 

 

 

р. Б.Тошемка

4

355

15,9

-55

0,28

 

3,93

19,1

23,0

 

4

01.апр

пер. Хомги-Нёл (н/к, 790)

4,2

790

4,2

435

4,35

DH*2

4,35

 

 

 

в. Хомги-Нёл (н/к, 886)

2,5

886

6,7

96

0,96

DH*2

5,31

 

 

 

пер. Молебный (н/к, 840)

4,5

840

11,2

-46

0,46

DH*2

5,77

13,4

19,2

 

5

02.апр

хр. Хомги-Нёл

4

750

4,0

395

3,95

DH*2

3,95

 

 

 

исток р. Б.Тошемка

5,5

850

9,5

100

1,00

DH*2

4,95

 

 

 

г.Ойка-Сяхль (1А, 1322)

6,6

1322

16,1

472

4,72

DH*2

9,67

19,3

29,0

1

6

03.апр

Дневка

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7

04.апр

Баженова  дорога

4

410

4,0

55

0,28

 

0,28

 

 

 

Пр.пр.р.Б.Тошемка

2

240

6,0

-170

0,85

 

1,13

 

 

 

Водораздел на Печерью

4

420

10,0

180

0,90

 

2,03

 

 

 

р. Печерья

4

280

14,0

-140

0,70

 

2,73

 

 

 

Визирка С-Ю

3,5

340

17,5

-510

2,55

 

5,28

 

 

 

р. Б.Тошемка

1

260

18,5

-80

0,40

 

5,68

22,2

27,9

 

8

05.апр

р. М.Тошемка

6

270

6,0

10

0,05

 

0,05

 

 

 

р.в. по р.М.Тошемка до ручья под Чистоп

7

290

13,0

20

0,20

DH*2 <100 м

0,25

15,6

15,6

 

9

06.апр

р. Б.Тошемка

6

260

6,0

-30

0,15

 

0,15

 

 

 

Визирка С-Ю

1

340

7,0

50

0,25

 

0,40

 

 

 

руч. Вапсос

2,5

300

9,5

-40

0,20

 

0,60

 

 

 

Водораздел на Тарыгурсос

2

340

11,5

0

0,00

 

0,60

 

 

 

руч. Тарыгурсос

2,5

220

14,0

-120

0,60

 

1,20

16,8

18,0

 

10

07.апр

Водораздел на Тарыгурсос

1

235

1,0

105

0,53

 

0,53

 

 

 

Дорога Вижай-Ушма, шалаш

8,2

205

9,2

-30

0,15

 

0,68

 

 

 

р. Саума

1,5

175

10,7

-30

0,15

 

0,83

 

 

 

Водораздел на Вижай

2,8

210

13,5

35

0,18

 

1,00

 

 

 

р. Вижай, мост

7,5

148

21,0

27

0,14

 

1,14

25,2

26,3

 

 

 

Итого

133,4

 

133,4

 

 

 

29,4

 

188,955

 

 

 

Т=1*1А=

1

 

 

 

 

 

 

T=1

5

 

 

 

В=29,4/5=

5,88

 

 

 

 

 

 

ЭП =

193,955

 

 

 

ТС=Т+В=

6,88

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Для похода 2 к.с. П>=150*0,75=112,5; ЭП>=160, ТС>=2

"=>

маршрут соответствует 2 к.с.

 

 

 

 

 

08/04   В 11-00 прибыла машина

            В 16-00 приехали на вокзал в г. Ивдель

09/04   Выехали из Ивдели поездом Приобъе – Свердловск

            Выехали из Гороблагодатской электричкой Нижний Тагил – Пашия

            Выехали из Пашии электричкой Пашия – Чусовская

            Выехали из Чусовской поездом Чусовская – Березники

10/04   Прибыли в Березники

Определяющие препятствия маршрута

 

Вид препятствия

Категория трудности

Длина препятствия (для протяженных)

Характеристика препятствия (характер, высота, новизна и т.п.)

Вершина г. Ойка-Чахль

-

1322 м



Описание маршрута

26 марта 2004 г.

Собрались к 23 часам в помещении велоклуба «Серебряные спицы».

0-00. Вышли из велоклуба и пешком пошли на вокзал (здесь и дальше время местное – Пермское или Свердловское).

3-20. Выехали поездом Березники – Чусовская (полный билет 78 руб., льготный 39 руб).

9-20. Прибыли на станцию Чусовская.

10-20. Выехали электричкой Чусовская – Пашия (билеты взяли сразу до ст. Гороблагодатская, полный 64 руб., льготный 32 руб.)

11-30. Прибыли на ст. Пашия. Очень быстро пересели в электричку, стоящую на соседнем пути.

11-35. Выехали электричкой Пашия – Нижний Тагил.

Прибыли на ст. Гороблагодатская. Достаточного количества билетов до Ивдели на ближайшие сутки нет. Благодаря помощи кассира обнаружили, что есть ровно 15 билетов от ст. Верхотурье. Взяли билеты от Верхотурья, переплатив лишний сбор, и билеты на электричку до Верхотурья.

20-43. Выехали электричкой до Верхотурья (полный билет 48 руб., льготный 24).

22-28. Выехали поездом Свердловск – Приобье из Верхотурья в двух разных общих вагонах, на наш взгляд, сильно переполненных (включая третьи полки). Полный билет, взятый в Гороблагодатской, обошелся в 141-20, льготный в 99-30.

27 марта 2004 г.

Прибыли на ст. Ивдель в 04-17. Машины нет. Со станции позвонили посреднику (зам. по тылу ОВД г. Ивдель подполковник милиции Виктор Федорович Крючков) – отсутствует. Решили ждать, пока проснутся. Пока суд да дело, приклеили носок лыжи, сломанный в поезде. Около 7 часов подошла античная машина, управляемая совершенно невменяемым шофером. В. Ф., однако, уверил, что «Юра доедет куда угодно». Однако по дороге к Полуночному и он засомневался в благоприятном исходе дела, поэтому пришлось взять в поселке дальнего родственника шофера – для контроля и поддержки.

К 13 часам, многажды соскочив с дороги, прибыли в пос. Вижай. Здесь обнаружилось, что уровень воды сильно упал, и, по мнению шофера, на правый берег машина никак не выйдет. Экономические доводы на него не подействовали вследствие необдуманной предоплаты, поэтому пришлось использовать пиво и закуску. В 14 часов машина безо всякого труда перешла реку.

Первоначально договаривались, что нас забросят до Тохты. Но после отворота к Тохте началась целина, и машина в нее не пошла. Пришлось срочно менять планы и на ходу изучать карту. В процессе обнаружилась нанесенная на карту «дорога» между отворотом и Тошемки, до которой с исследовательскими целями решили доехать, благо по направлению к Ушме просматривалась старая колея, и наш одр по ней с неохотой, но тащился. В 15-45 пересекли мост через небольшой ручей, а сразу за ним слева от дороги обнаружился навес из тонких бревен. Разгрузились, договорились о времени выброса от Вижайского моста, машина ушла. Пока перекусили и разобрали лыжи, прошло время, и идти куда-либо стало неразумно. Чуть-чуть отошли от дороги на ровное место и устроились на ночлег.

28 марта 2004 г.

Подъем дежурных в 6-50. Кашу в группе № 1 пропихивали топорищем, так как дежурные (начало похода – первый блин комом) забыли положить в нее сахар, соль и масло. Дежурных не хвалили. Погода хорошая, переменная облачность, температура – 5.

Вышли в 10-15. За 4 перехода дошли по дороге до руч. Тарыгургсос. Заметна старая охотничья (очень широкими лыжами оставленная) лыжня, но и она не спасает ни от подлипа, ни от тропежки. Последний, пятнадцатый, участник идет в траншее по колено. На ручье глубокая лунка диаметром около 200 мм. В 50 метрах за ручьем избёнка, дорога за ней раздваивается – одна в верховья ручья (влево), другая в гору. Около избушки обедали, за время обеда участники из группы № 2 подтропили лыжню на 20 минут хода.

В 16-15 двинулись вверх по ручью. Стало совсем тепло, солнце, +3, вдруг брызнул небольшой слепой дождик. Подлип начался даже к пластикам. «Серебрянку» просто смывало, подмазывались после каждого перехода. Через два перехода набежали тучи, похолодало, подлип естественным образом сменился отдачей.


Дорога вышла на открытое пространство и затерялась в редких чахлых сосенках. Но останки лыжни вели в нужном нам направлении – несколько севернее г. Б. Салатим, открывшейся во всей красе. Затем лыжня нырнула в лес, вскоре вышла на дорогу, перпендикулярную ей, и повернула налево. После небольшой разведки решили следовать лыжне, а не по «короткой» дороге, отмеченной на одной из наших древних карт и якобы проходящей рядом с верш. 376. Спустились в распадок к 18-45, здесь остановились на ночь, так как за первый ходовой день вымотались – дальше некуда. Во всяком случае, так казалось.

30 марта 2004 г.

Подъем дежурных в 7-00. Так оперативно, как вчера, собраться не удалось: вышли только в 10-45. Ясно, тепло (– 5). За ходку с небольшим дошли до домиков, где обнаружили хозяев – обоих Бахтияровых – Прокопия и его сына Сергея. Поговорив, уточнили дорогу в сторону Молебной.

[Примечание. В лесотехнических картах масштаба 1:50 000 гора высотой 1322 м. на границе Пермской и Свердловской областей к востоку от среднего течения р. Хомги-Лох-Я называется г. Молебная. На современных картах она носит название Ойка-Сяхль, однако, по нашему мнению, эта сдвоенная вершина («Старик-гора» и «Старуха-гора») высотой 1250 м находится южнее. Не претендуем на истину в последней инстанции, но далее в этом отчете вершина 1322 м будет называться «г. Молебная».]

По словам Бахтиярова, тропа через урочище Овынгъяур плохо различима на местности и лучше воспользоваться «Баженовой дорогой», проходящей 3 км севернее. Но, так как это удлиняло наш маршрут, мы все-таки нашли по описанию этот отворот в 700 м от домиков и свернули налево. Вскоре пересекли неглубокую долину руч. Вапсос и начали подниматься вверх на водораздел к р.Печерья. По дороге сломали лыжу, оперативно перекрутили крепление на запасную, обломки транспортировали на виновнике. За три с половиной перехода дошли до крутого спуска к р. Печерья, к 15-30 спустились, кто на лыжах, кто кубарем. Удивительно, но здесь все лыжи уцелели. Набежали глухие тучи, пошел снег. Тут же перекусили и, следуя тропе, начали подниматься на склон лесистой горы Печерья-Ур. К 19-10 это занятие, конца-края которому все еще не было видно, нам надоело; остановились на ночь. Принципиально место ночлега сегодня для нас значения не имело, так как оставшиеся километры до леса под хр. Маспальнёлпаттумп назавтра, очевидно, проходились без напряжения.


31 марта 2004 г.

Дежурные, поднявшись в 7-00, после двухдневного лома шевелились так вяло, что стронулись с бивака только в 11-50. Передовая часть на удивление резво протропила до перегиба местности, но за это время в обеих группах порвалось 6 строп и сломалось два крепления! В результате оба ремонтника и оба руководителя оказались глубоко в арьегарде. Вдохновленные удачным рывком, передовики тропления по так и невыясненной причине не воспользовались компасом на развилке и уверенным аллюром двинулись на север по узкой визирке.


Подъем местности вместо ожидаемого спуска их не смутил, так как в карту с утра тоже не посмотрели – по тропе ведь идем.
Утомленные бегом руководители настигли их, когда визирка уже исчезла совсем, а редкие засечки на деревьях (по которым и ориентировались) пошли под уклон. Стало очевидно, что нет смысла возвращаться 3,5 км назад, и тропильщики в назидание оттоптали еще 1,5 км после чего, как и мечталось, поперек пути в великолепном вековом кедраче обнаружилась широкая просека. На радостях перекусили. С 15-40 до 16-55 спускались сначала по просеке, затем вдоль петляющего ручья до Б. Тошемки. Перейдя реку, остановились капитальным лагерем – на несколько дней. За оставшееся светлое время двое участников группы № 1 сделали лыжню до границы леса на Хомгиннёле. Вечером была прекрасная погода, звёздно, тихо, – 15, поэтому песен хватило до 01-20.

01 апреля 2004 г.

Дежурные, встав в 7-00, очень оперативно сготовили – завтракать сели уже в 9-30. Но затем сборы к радиальному выходу затянулись – кому лыжи подкрутить, кому все остальное. Ощущая, что уж полдень близится, руководители использовали резервные децибелы и подручные тупые тяжелые предметы. Помогло: в 12-05 последний участник, напутствуемый тихим незлым словом, двинулся по лыжне. В 13-25 все очутились на границе леса и змейкой начали тропить лыжню на хребтовое плато.


На открытом месте задул сильный ветер, – 18, с самого утра продолжалась не слишком плотная метель, через которую время от времени слепо проглядывало солнце. Видимость несколько сотен метров.
Тем не менее, на плато решили-таки вылезти в надежде на улучшение погоды. На самом верху порадовались, что ветер боковой: сделай ножки пошире, тогда почти и не валит с ног, только на фирне вбок гонит, не устоять. К 15-40 достигли останцев вершины Хомгинёла, метель поплотнела.

Перекусили, полазили по вершине и решили, что никаких вариантов, кроме возвращения по пути подъема, не просматривается, причем в буквальном смысле. Так и поступили: плотной группой спустились до границы леса а дальше на крутом спуске по лесу кувыркались кто во что горазд. Были такие, что и быстро съехали, а все вместе собрались в лагере в 16-40. Памятуя былую расслабленность после полуночных бдений, начальники в 22-00 загнали коллективы спать.

02 апреля 2004 г.


Погода лучше: – 20, метели почти нет, хотя и переменная облачность. Планировали выйти в 10-30, получилось, как обычно, в 11-25. По хорошей лыжне с шелестом долетели до границы леса и вскарабкались вверх. Здесь, на собственное счастье, пошли не верхами, а траверсом восточного склона.


Вскоре объявились два «Бурана» с карабинерами. Нас опросили – кто, откуда и по какому праву. Выяснив наши глубокие знания в отношении границ Вишерского заповедника, охранники несколько остыли и начали интересоваться, не видали ли мы следов крупных животных. Карабины при этом алчно пошевеливались. Расстались мирно, уверив (совершенно честно), что и сегодня, и в дальнейшем нас западный склон не интересует.


К 14-30 обогнули исток Тошемки, где для безопасности пришлось снимать лыжи на крутом спуске. Подошли к небольшим останцам. Встречный ветер откровенно осатанел, и даже скалы не помогли от него надежно укрыться.
Подгоняемые собственными коченеющими пальцами, дежурные раздали перекус. Через 15 минут все уже стояли на лыжах, двигаясь траверсом горы 1027.


В 16-20 подошли под резкий подъем и оставили лыжи. Проваливаясь по колено, поднялись на перегиб, а затем практически «в лоб» начали подниматься на Молебную. Склон не слишком крутой (в среднем 20°, местами несколько круче), снег плотный, лавинной опасности мы не усмотрели. На наше удивление, ветер скоро практически стих. В 18-00 были на вершине, больше всего напоминающей шарики мороженого или взбитых сливок.

Попытки докопаться до металлического костыля, знаменующего вершину, окончились на сороковом сантиметре плотного снега, так как кайла не было, а палки помогали мало. Вдоволь нафотографировавшись, в 18-50 двинулись вниз, к лыжам, ветру и приближающейся ночи. Спустились в лес строго по пути подъема, сломав на последнем склоне носок одной лыжи. Носок успешно ушуршал в неизвестность.

Так как запасной лыжи с собой не было, виновник с сопровождением ехал на обломке; сопровождение не спешило и вдоволь любовалось на луну, звезды и внезапно вылетающие из темноты коряги. В лагерь прибыли в 23-15. Нездоровые подозрения, родившиеся на спуске, бесстрастно подтвердил градусник: минус тридцать два. Это не помешало отпраздновать день рождения Сергея Пархомы.



Вечерняя панорама  г. Молебной


03 апреля 2004 г.

Ясно, солнечно, сломанные лыжи, собачий холод – все предпосылки для дневки. Так и поступили: ремонтники весь краткий после позднего подъема день ремонтировали, завхозы ревизовали остатки продуктов, дежурные, разочаровавшись в ножах, пытались в исступлении рубить копченую колбасу топором… Вечером потеплело до – 15.



04 апреля 2004 г.

Утром, в 7-00, снова – 30, но эти слова уже не хочется писать с заглавной буквы и прописью: привыкли. Вышли в 11-00 по своей лыжне, в 12-10 были у начала подъема на Баженовскую дорогу. От отворота лыжни начали тропить, но неглубоко и как-то не обременительно, двигались быстро. Вчерашний отдых не прошел даром: к 15-00, пройдя 4 длинных перехода, спустились к Печерье и остановились на перекус. Спуск показался крутым, но только до тех пор, пока не начался подъем.

Прекрасная часть группы, пользуясь изящностью – и собственной, и рюкзаков – поднялась с лыжами на поводке, более грузным мужчинам пришлось попотеть ёлочкой да лесенкой через кусты. В 18-50 вышли к столбу № 521/522, от которого нашли описанную Бахтияровым визирку на север и на юг. Спустились к 19-10 на Б. Тошемку, где и заночевали. За день прошли 8 полных переходов – рекорд похода. Вечером праздновали день рождения Дениса Коробова.


05 апреля 2004 г.

Следующими целями были вершины Тумпъянг и Чистоп. Несмотря на сомнения по поводу их достижимости, решили использовать все имеющееся время и попытаться взойти радиально хоть на что-нибудь. Потеплело, – 10, абсолютно чистое небо и ласковое солнце, сделавшее тропежку глубже и утомительнее (хотя где-то под толстым слоем снега явно прощупывалась старая лыжня). Двигались на север вдоль М. Тошемки по временами пропадающей куда-то старой дороге до устья ручья, текущего из-под г. Тумпъянг. Здесь наиболее сохранившаяся часть группы в 15-40 пошла вверх по течению ручья, а инвалидной части была поставлена задача подтропить километров 7-8 вверх по руслу М. Тошемки до намеченной точки начала подъема на Чистоп. Восхождение не удалось, так как склон вскоре стал очень крутым и очень буреломным. В 18-30, так и не дойдя до границы леса, восходители повернули назад. Тропильщики вернулись в лагерь еще позднее, к 20 часам, выполнив свою задачу.

06 апреля 2004 г.

Гулкость голосов, отмеченная вчера, не обманула: утром палатки были практически похоронены под снегом, и он продолжал идти весь день. Вчерашней лыжни как и не было. В такой снегопад оставалось только одно разумное решение, и в 12-00 мы двинулись на юг, обратно на Баженовскую дорогу. К 15 часам вышли на руч. Вапсос и перекусили. Дорога поднимаеся дальше вверх, чуть уклоняясь к северу. На перегибе Т-образный «перекресток», где повернули направо и в 18-10 спустились к знакомой избушке на руч. Тарыгурсос.

К этому времени снегопад окончательно перестал стесняться, и видимость упала до постыдно малых величин. Старшие товарищи, проявив заботу, исхитрились уместить молодежь в количестве 11 человек в крошечный домик и предались привычному палаточному времяпровождению.


07 апреля 2004 г.

Сегодняшний бы день – да вчера! Ясно, тихо, курортно. Впрочем, не факт, что тогда мы бы вовремя поспели к машине. Шлось довольно плохо. За 3 перехода с12-00 до 14-55 вышли к шалашу у дороги Ушма – Вижай. От нашей лыжни и следа не осталось после таких снегопадов, тропили, будто по целине. Но дорога сохранила слабые воспоминания о прошедшей 10 дней назад машине, и после перекуса пошлось легче. А протяженный спуск к Вижаю воспринимался и вовсе, как отдых. Шли до упора, в 19-55 остановились, не доходя метров 400 до реки, в изобильном сушинами лесочке.


08 апреля 2004 .

Навалились сомнения: Юра уезжал от нас в не слишком адекватном состоянии, и мог позабыть о назначенном на сегодня свидании. Тем не менее, в 11 часов на том берегу показалась вахтовка «Урал», без труда перепрыгнула реку и вскоре уже разворачивалась, абсолютно игнорируя глубокие обочинные сугробы. В машине оказались Виктор Федорович и другой шофер, который доехал до Ивделя, ни разу не спрыгнув с дороги, чем завоевал нашу искреннюю симпатию. Даже момент расплаты (а выброска обошлась в 4000 рублей, как и заброска) не омрачил нашего настроения. Омрачила его полученная вскоре после расставания с гостеприимными хозяевами информация о том, что ВСЁ в городе Ивдель работает до пяти вечера. Почта, баня, столовая (но в нее мы-таки успели!). Допятивдель, одно слово. Хорошо, не подвели продуктовно-алкогольные киоски, потому как в детской части коллектива пооткрывались обширные ямы желудка.

09 апреля 2004 г.

0-08. Выехали поездом Приобъе – Свердловск до Гороблагодатской (полный билет 141-90, льготный 89-70), прибыли в 08-00.

08-51. Выехали из Гороблагодатской электричкой Нижний Тагил – Пашия, прибыли в 12-00. за неимением транспорта, детально исследовали все достопримечательности поселка до электрички на Чусовскую.

15-28. Выехали электричкой, в 16-55 прибыли в Чусовскую.

Последний раз закупив продуктов для ненасытной молодежи и вафельный торт сверху, в 18-32 выехали поездом Чусовская – Березники и через 7 часов прибыли в родной город.


Перечень общего и специального группового снаряжения

Название

Количество

Вес, кг

Палатка каркасная «Тулум» 4-х местная

3

4,3

Спальник

6

18,5

Пена

15

3.0

Пила

2

1,8

Топор

3

4,5

Костровое имущество

2 компл

1,0

Примус «Шмель-4»

1

1,0

Примус «Огонек»

1

0,7

Бензин

4 л

3,0

Воронка

1

-

Ремнабор

комплект

3,0

Аптечка

комплект

2,5

Котлы

2 компл.

4,5

Гитара, ключ, запасные струны, чехол

2 компл.

4,0

Фотоаппарат

3

2,0

 

Перечень личного снаряжения


ØРюкзак

ØГермомешок

ØКоврик туристский

ØПуховик

ØЖилет

ØБотинки туристские

ØБахилы

ØЛыжи, палки

ØТросики

ØШапка 2 шт.

ØВарежки 3 пары

ØНоски шерстяные (3-4 пары)

ØНоски х/б (2-3 пары)

ØСпортивный костюм

ØШтаны шерстяные

ØКостюм болоньевый (капроновый)

ØСвитер теплый

ØКружка, ложка, миска, нож

ØСредства личной гигиены

ØФутболки

ØБелье

ØПаспорт

ØСтраховой медицинский полис


 

Ремонтный набор


Ø        Пассатижи

Ø        Отвертки

Ø        Набор креплений

Ø        Стропы

Ø        Пряжки

Ø        Пружины

Ø        Жесть

Ø        Шило

Ø        Надфили

Ø        Ножницы

Ø        Проволока

Ø        Гвозди 20 и 80 мм

Ø        Изолента

Ø        Скотч

Ø        Лоскутки ткани, кожи

Ø        Нитки цветные

Ø        Иголки, булавки

Ø        Пуговицы

Ø        Клей «Момент»,

Ø        Клей эпоксидный

Ø        Мазь «Серебрянка»


 

 

Аптечка


Ø      Перевязочные материалы

Бинт стерильный 5…7 (3 шт.)

Бинт стерильный 10…14 (3 шт.)

Бинт нестерильный 5…7 (3 шт.)

Бинт нестерильный 10…14 (3 шт.)

Вата (2*50 гр.)

Бинт эластичный (5 м)

Лейкопластырь 3 см*50 м (2 шт.)

Лейкопластырь бактерицидный большой ( 4 шт.)

Лейкопластырь бактерицидный малый ( 8 шт.)

Жгут

Ø      Обеззараживающие средства и мази

Йод 5% (30 мл)

Перманганат кали (5 гр)

Линимент синтомицина (30 гр)

Финалгон

Вазелин

«Золотая звезда»

Пантенол

Фурацилин N 20

Санорин

Ø      Лекарства различного назначения

Валидол N 20
Корвалол 15 мл

Нитроглицерин N 20

Фталазол N 20

Левомицетин N 20

Фестал N 20

Но-шпа N 20

Сульфадимезин N 20

Эритромицин N 20

Аспирин N 20

Анальгин N 10

Теппалгин N 10

Ø      Прочее

Нашатырный спирт 10 % (10 мл)

Поливитамины (100 драже)

Витамин С N 100*0.1гр.

Спирт 100 мл

Ø      Общественная косметика и принадлежности

Термометр в твердом пенале

Пинцет

Скальпель

Ножницы

Зеркало

Мыло антибактериальное


 

Продуктовое обеспечение

 

 

Меню

Вес,гр

1 день

 

 

 

Завтрак

Крупа рисовая

70

Молоко сухое

20

Сахар

40

Масло топленое

20

Сухари пшеничные

20

Кофе

5

Изюм

30

Печенье

30

 

Перекус

Сало соленое

50

Халва

50

Сухари пшеничные

30

Карамель

50

Чай

5

Сахар

20

 

 

Ужин

Свинина тушеная

60

Суп пакетный с мясом

30

Рис

20

Сухари пшеничные

20

Чай

5

Сахар

20

Печенье

30

2 день

 

 

 

Завтрак

Крупа рисовая

70

Молоко сухое

20

Сахар

40

Масло топленое

20

Сухари пшеничные

20

Кофе

5

Курага

30

Печенье

30

Обед

Суп пакетный

30

Сухари пшеничные

30

Тушенка свиная

50

Карамель

50

Чай

5

Сахар

20

 

 

Ужин

Рожки

60

Говядина тушеная

40

Сухари пшеничные

20

Чай

5

Сахар

20

Печенье

30

3 день

 

 

Завтрак

 

 

Сухари пшеничные

20

Крупа гречневая

70

Молоко сухое

20

Кофе

5

Сахар

40

Сухари с изюмом сладкие

30

 

Перекус

Сало соленое

50

Халва

50

Сухари пшеничные

30

Карамель

50

Чай

5

 

 

 

Ужин

Суп пакетный куриный

30

Говядина тушеная

60

Рис

20

Сухари пшеничные

20

Чай

5

Сахар

40

Печенье

30

Итого

2870

 

Соль, приправы (хмели-сунели и др.), кетчуп, майонез

Это меню повторялось 4 раза, давая общий запас продуктов на 12 дней. Общий вес продуктов на 12 дней на одного человека составил 11,5 кг.


 

Итоги, выводы, рекомендации по маршруту

Основные цели похода, по нашему мнению, выполнены. В сложных погодных условиях, при глубоком снеге пройден маршрут, соответствующий второй категории сложности. Совершено восхождение на вершину г. Молебная (1А, 1322). Участники получили опыт, необходимый для организации лыжных походов в горно-таежной зоне, повысили свою квалификацию, получили возможность участвовать в походах более высоких категорий сложности. Произведена разведка подходов к г. Молебной с востока – северо-востока, уточнено расположение и наличие троп и просек. Получена достоверная информация о транспортных возможностях в районе.

Считаем, что вариант подхода к Молебной по Баженовой дороге очень удобен в любое время года. Это, вероятно, кратчайший путь от дороги Вижай – Ушма, лишь немногим превышающий расстояние от пос. Тохта.

Снаряжение, в целом, было подобрано удачно. Несмотря на неоднократные ночевки при температурах, близких к – 30, участники на холод не жаловались, спальники, отсыревающие от конденсата, всегда удавалось подсушить на солнце или у костра. Недостатка дров на маршруте нет, везде встречаются сосновые или еловые сушины.

Проблемой оказалось найти достаточное количество хороших лыж: много оказалось очень старых, с трещинами, что привело к поломкам в поезде и на маршруте. Лыжи «Лесные» производства г. Нововятск сделаны из очень мягкого дерева, слишком широкие и неудобные.

Не рекомендуется зимой пробовать на прочность систему охраны заповедника Вишерский. Единственное место, которое не достижимо на «Буранах» зимой, это кордон Лыпья. В районе бывшей ГМС «Верхняя Мойва», вероятно, находится кордон с постоянным «буранным» сообщением с Ваей (Вёлсом), и вероятность быть обнаруженными на территории заповедника здесь очень высока.

Все участники прошли маршрут полностью. Считаем, что обоим руководителям можно зачесть руководство походом, так как обе группы были полностью самостоятельны, обеспечены снаряжением, питанием, аптечкой, картографическими материалами, компасами и были в состоянии автономно пройти этот маршрут. Руководители подготавливали все обеспечение на свою группу самостоятельно, готовили участников к походу, на маршруте осуществляли руководство своей группой. Разработка маршрута велась совместно, тактические вопросы на маршруте решались совещанием.


 

Приложение.

Выдержки из расписаний поездов (время Московское)

 

Маршрут

Отправление

Прибытие

Чусовская

 

Европейская - Чусовская

 

02:01

 

Дружинино - Чусовская

 

02:49

 

Половинка- Чусовская - Чусовская

 

03:40

 

Баская - Чусовская

 

04:48

 

Комарихинская - Чусовская

 

05:22

 

Калинино - Чусовская

 

06:09

 

Н.Тагил - Чусовская

 

07:38

 

Соликамск - Чусовская

 

07:53

 

Пермь-Чусовская

 

08:41

 

Кын- Чусовская

 

09:18

 

Пермь - Чусовская

 

13:25

 

Губаха - Чусовская

 

13:37

 

Кизел - Чусовская

 

14:04

 

Пашия- Чусовская

 

14:49

 

Дружинино - Чусовская

 

15:43

 

Пермь - Чусовская

 

16:05

 

Кын - Чусовская

 

17:16

 

Нижний Тагил - Чусовская

 

17:18

 

Кизел - Чусовская

 

18:02

 

Калинино - Чусовская

 

19:54

 

Пермь - Чусовская

 

20:59

 

Чусовская - Кизел

06:26

 

 

Чусовская - Кизел

11:04

 

 

Чусовская - Соликамск

16:32

 

 

Чусовская - Половодово

21:20

 

 

Чусовская - Соликамск

23:32

 

 

Свердловск - Соликамск

04:04

 

Гороблагодатская

678

Бокситы – Свердловск

01:37

 

238

Приобье – Свердловск

06:08

 

244

Приобье – Свердловск – Пермь

15:43

 

942

Серов – Свердловск

17:00

 

237

Свердловск – Приобье

18:42

 

49

Нижний Тагил – Москва

21:13 по чет.

 

653

Свердловск – Соликамск

23:40

 

 

Верхотурье – Нижний Тагил

08:26

 

 

Чусовская – Нижний Тагил

10:10

 

 

Пашия – Нижний Тагил

14:05

 

 

Верхотурье – Нижний Тагил

16:19

 

 

Чусовская – Нижний Тагил

18:18

 

 

Серов – Нижний Тагил

19:17

 

 

Нижний Тагил – Серов

04:03

 

 

Нижний Тагил – Верхотурье

07:49

 

 

Нижний Тагил – Чусовская

03:32

 

 

Нижний Тагил – Пашия

06:51

 

 

Нижний Тагил – Чусовская

13:17

 

Верхотурье

84

Серов - Москва

20:30

 

83

Москва – Серов

00:54

 

237

Свердловск – Приобье

20:28

 

238

Приобье – Свердловск

04:10

 

243

Пермь – Приобье

11:53

 

244

Приобье – Свердловск – Пермь

13:21

 

677/946

Свердловск – Североуральск / Карпинск

23:01

 

941

Свердловск – Серов

11:03

 

942

Серов – Свердловск

13:46

 

 

Нижний Тагил – Серов

06:28

 

 

Серов – Нижний Тагил

16:37

 

 

Верхотурье – Нижний Тагил

12:30

 

 

Нижний Тагил – Верхотурье

19:33

 

 

Верхотурье – Серов

12:15

 

 

Серов – Верхотурье

 

08:30

 

Нижний Тагил – Верхотурье

11:21

 

Ивдель

237

Свердловск – Приобье

02:22

 

238

Приобье – Свердловск

22:08

 

243

Пермь – Приобье

18:37

 

244

Приобье – Свердловск – Пермь

06:10

 

955

Серов – Приобье

09:45

 

956

Приобье – Серов

14:01

 

963

Серов – Приобье

21:28

 

964

Приобье – Серов

 

 

 

Ивдель – Алябьево

14:50

 

 

Алябьево – Ивдель

 

09:42

 

Сайт создан в системе uCoz